Сретение Господне (Принесение во Храм) — 15 февраля 2021

Сретение Господне, Принесение во Храм — христианский праздник (в православии принадлежит к числу двунадесятых), принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.

Сретение Господне 2021 – 15 февраля (понедельник)
Сретение Господне 2021 – 15 февраля (понедельник)

Сретение Господне — Величайший день, праздник радости и встречи Всевышнего с людьми.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках святители — Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения — это «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвия) в конце IV века. Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Сретенские свечи

На праздник Сретения Господнего проходит особая служба с малым водосвятием, освящаются свечи. Они становятся особыми, наделенными благодатью Господней. Поэтому это главное средство для очищения дома, усмирения ссор, лечения души и тела. Зажигая такую свечу, мы открываем свое сердце для Спасителя. Молитва при ярком пламени свечи быстрее доносится к Всевышнему. При этой свече рассказывают Господу о своих горестях и бедах, просят помощи.

Освящение церковных свечей на Сретение
Освящение церковных свечей на Сретение

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал свой требник. К сретенским свечам в Православной Церкви относились благоговейно. Их хранили весь год возле икон и зажигали во время домашней молитвы.

Считается, что эти свечи обладают большой силой, могут защитить и предотвратить беду. Это радостная встреча не только весны, начало масляной недели, это особый день для всего мира, который встретил Спасителя, Царя Небесного.

Яркое пламя Сретенской свечи переносит на человека Божью благодать. Все возданные молитвы с чистым сердцем скоро сбываются.

Молитва на Сретение

В домашних условиях, при зажженной свече положено читать:

В переводе на русский язык Тропарь, глас 1-й будет звучать так:

«Радуйся, благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий пребывающих во тьме. Веселись и ты, старец праведный, взявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

Кондак, 1-й глас в переводе на русский:

«Христе Боже! Ты спас нас, предварив спасение освящением утробы Девичей и благословением рук Симеоновых, как и подобало промыслу Твоему. Умиротвори же кипящую борениями жизнь нашу и укрепи людей, которых возлюбил Ты, Единый Человеколюбец».

Величание

Величаем Тя,Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Е.же по закону ніне принеслся еси в храм господень.

Сретенская свеча
Сретенская свеча

Фрагмент картины Фра Анжелико. Принесение во храм. 1432

Фра Анжелико. Принесение во храм. 1432

Через людей — к людским сердцам.
Через людей — к попытке верить.
Открыта всем дорога в храм —
Лишь отвори молитвой двери.

(отрывок — Игорь Онуфриенко. Сретение)

Женщина, родившая младенца мужского пола, по закону Моисея считалась нечистой в течение 40 дней (а если родилась девочка – в течение 80), и на 40-й день за новорожденного надо было принести в храм жертвы: в жертву всесожжения – годовалого ягненка и в жертву за грех – молодого голубя или горлицу; в случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой жертвы — по одному. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф привели в Иерусалим Младенца, чтобы отдать за Него выкуп. Две горлицы, принесённые Святым Семейством, свидетельствуют о бедности.

Совершался этот обряд по велению Самого Бога в память об исходе народа Израильского из Египта после десяткой казни, когда каждый первенец в Египте был умерщвлен ангелом Божиим. Об установлении этого обычая повествует книга Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю.

Стоит отметить, что Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, так как Она неискусомужно (т.е. без участия мужа, девственно) родила Источник чистоты и святости, но Она смиренно подчиняется предписанию закона. Ведь и Сам Господь позднее говорит о Своем исполнении иудейского закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17). С самых первых дней начинается это исполнение законных предписаний Спасителем. Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем».

Сретение Господне
Принесение во храм (Сретение Господне). Симон Вуэ (Париж, 1590-1649)
Сретение Господне. Прп. Андрей Рублев
Сретение Господне. Прп. Андрей Рублев
Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.
Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.

Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников.

Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников.

Праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника.

Гробница святого Симеона
Гробница святого Симеона, монастырь Катамонас или Катамон

На месте гробницы святого Симеона впоследствии был основан монастырь святого праведного Симеона Богоприимца, который называется еще Катамонас или Катамон («рядом с монастырем») и находится недалеко от Старого города. Мощи святого старца были обретены при императоре Юстине II (565–578 гг.) и перенесены в Константинополь, а оттуда в начале XIII века увезены крестоносцами в город Задар в Хорватии, где и почивают доныне.

Гробница праведного Симеона Богоприимца на месте его дома в Иерусалиме. Место захоронения святого Симеона Богоприимца.
Гробница праведного Симеона Богоприимца на месте его дома в Иерусалиме. Место захоронения святого Симеона Богоприимца.

Иосиф Бродский — Сретенье

Анне Ахматовой

Когда она в церковь впервые внесла

дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.

От взглядов людей и от взора небес

вершины скрывали, сумев распластаться,

в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом

свет падал младенцу; но он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось. И старец промолвил:

«Сегодня,

реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,

затем что глаза мои видели это

Дитя: он — твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,

и слава Израиля в нем».- Симеон

умолкнул. Их всех тишина обступила.

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя

над их головами, слегка шелестя

под сводами храма, как некая птица,

что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина

не менее странной, чем речь. Смущена,

Мария молчала. «Слова-то какие…»

И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед

Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.

Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему храму пустому

к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.

Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:

но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.

И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо

врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

1972 г.

А. Огильви. Сретение Господне

Стоит во Храме Симеон —
Он Духом Божьим приведен.
В нем сердце пламенем сгорает,
Он молится и ожидает.

И вот — с Младенцем на руках,
По ступеням легко ступая,
С любовью кроткою в очах
Приходит Мариам Святая.

Младенца в руки старец взял.
Вознес мольбу к Творцу Вселенной,
И, Богам свыше вдохновенный,
В слезах, он радостно сказал:

«Се, ныне, с миром благодатным
Берешь меня, Господь благой —
Я зрю с веселием отрадным,
Спасенья Промысел святой.

Честна, Господь, Твоя держава.
Се — свет любви, щедрот Твоих,
На просвещенье чад земных,
И чад Израилевых слава»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *